"Свобода без социализма - это привелегия, социализм без свободы - это рабство и  Михаил Александрович Бакунин родился г. в деревне 

Цитатник Михаила БакунинаⒶ. Займем огня у Бакунина. " Свобода без социализма - есть привилегия и несправедливость, социализм без свободы 

Такую трактовку философии как знания всего Бакунин сочетал и с «Крестьянский (хлопский)» социализм Бакунина отталкивали от 

Рец. на: А. Kаминьский. Михаил Бакунин. Жизнь и мысль. Т. 1. От религии любви к философии действия
| Печать |
Автор Задорожнюк И.Е.
06.11.2013 г.
Antoni A. KAMIŃ SKI. Michaił Bakunin. Ż ycie i myś l. Tom 1. Od religii mił oś ci do filozifii czynu (1814-1848). Wrocł aw, 2012. 736 S.; Tom 2. Podpalacz Europy (1848-1864). Wrocł aw, 2013. 542 S.
Антоний KAМИНЬСКИЙ. Михаил Бакунин. Жизнь и мысль. Том 1. От религии любви к философии действия (1814 – 1848). Вроцлав. 2012. 736 с.; Том 2. Поджигатель Европы. (1848 – 1864). Вроцлав 2013. 542 с.
В наши дни, когда отечественные философы нашли новых кумиров для поклонения - от Ивана Ильина до Василия Розанова – как-то в тени оказались мыслители иного склада. Так прошел почти в тумане 200-летний юбилей Александра Герцена в 2012 г. – академические издания и пресса «дружно» его почти замолчали (правда, в №12 «Вопросов философии» за 2010 год ему отдали должное). Не очень много говорят о и предстоящем в 2014 г. юбилее Михаила Бакунина. А ведь если вынести за скобки авантюрно-анархистскую линию его жизни, мысли и судьбы (хотя отбрасывать ее не надо), то он предстает как незаурядный социальный философ и политический мыслитель, идеи которого значимы и для сегодняшнего времени.
Возьмем проблему государственности – не востребован ли сегодня сетевой принцип управления (федерализм), заложенный в его трудах? Не менее значимы предложенные им способы решения славянского (а через него – и общеевропейского) вопроса: не они ли - вопреки имперским способам - и привели к образованию Евросоюза?
Перечень такого рода проблем можно продолжить, но главное другое: изучать наследие Бакунина нужно в наиболее полном объеме, и эту миссию взял на себя польский исследователь. Автор рецензируемых томов - историк философии и политолог из Вроцлава Антоний А. Каминьский. И - вряд ли он не спешит с выпуском третьего тома как раз к юбилею. Важно то, что в вышедших томах он настолько глубоко исследовал течение жизни и ход мысли М.А.Бакунина, что это делает его книгу фундаментальной в бакуниноведении (данное слово нам не встречалось – пусть оно будет неологизмом).
Известно, а кому неизвестно, тот может узнать из книги, что Бакунину посвящены сотни и тысячи трудов на всех языках мира (включая восточные). Автор не миновал ни одного из исследований, «просеял» многие статьи и сообщения, справочный аппарат у него составляет почти половину первого и значительную часть второго томов. Работа в этом ракурсе имеет мало прецедентов; значимо то, что все данное «просеивание» важно для выдвижения его доказательной концепции о становлении мировоззренческой системы взглядов Бакунина. Остановимся на философской составляющей этой системы.

Влияние теории «русского социализма» Герцена на взгляды народников Кроме взглядов Бакунина на русскую общину и социализм в 

Начальный ее этап – религия любви и философия действия. Что подразумевает под этими мощными блоками личностной истории и философской эволюции Бакунина польский автор? Ответ на этот вопрос весьма непростой, их исток, считает он, надо искать в Прямухино (имении в Тверской губернии, где родился Бакунин), ибо афоризм Гете: чтобы понять поэта, надо идти в страну поэта - приложим и к Бакунину как к никакому другому философу.
Прямухино, это родовое гнездо неслучайно сравнивали с Парнасом – здоровой мудрости и умной сердечности здесь было предостаточно. Недаром братья и сестры М.Бакунина оставили свой след в культурной истории и мысли страны.
Атмосферу любви создали родители Бакунина, он же сделал ее осмысление первым этапом умственного своего развития. Первые уроки философствования, а это уроки свободы мысли, были получены от отца. Излагая историю семейных корней Бакунина, автор исследования выявил своеобразную «обреченность» выхода его отца и в меньшей мере матери на широкие философские взгляды. Действительно, А.М.Бакунин служил в Коллегии иностранных дел и жил в Европе, откуда и привез «учености плоды» в Прямухино. В 1789 г он обучался в Падуанском университете и получил степень доктора философии. Свои социально-философские взгляды, в частности связанные с неприятием Великой французской революции, он изложил в поэтической форме (см. т. 1, с.86).
Все же отец Бакунина по возвращении в Прямухино слыл (и был, как показало его отношение к детям) либералом, широко образованным человеком, другом многих свободомыслящих людей. Михаил под его непосредственным руководством изучил иностранные языки, начала музыки, рисования; в духе Руссо (и Карамзина) осваивал моральные ценности и услышал имена великих философов. Польский автор освещает жизненные траектории и других детей А.М. Бакунина с учетом духовных импульсов, полученных в «Прямухинской гармонии», Тверском Парнасе, «святом аббатстве» (см. т.1, с.97).
Семья и послужила той почвой, на которой взращивались плоды «религии любви» и память о которой всегда оставалась как некий потерянный любым из Бакуниных рай. Михаил покинул его в 1828 г., став юнкером артиллерийского училища в Петербурге. Религия любви - под звуки маршировок и стрельбищ – здесь послужила новым импульсом; ответом на них становились и далекие Прямухино, и кузина М. Воейкова, и литературные красоты, и первые увлечение философией Шеллинга – в изводе Д. Веневетинова, выступавшей как «познание самого познания», наука наук, а не пустая игра вымысла, как считали тогда в России. В 1833 г. Бакунин, вероятно, в первый раз встретился со столь убедительной похвалой философии; побуждаемый дифирамбами Веневитинова, он открыл и в себе философское призвание, которое безусловно наполнило его жизнь в течение ближайших десятилетий (см. т.1, с. 107).

Противоречия теории Бакунина (как и других мыслителей) имели и в смысле его преобразования Бакунин писал в работе "Федерализм, социализм и 

Такую трактовку философии как знания всего Бакунин сочетал и с необходимостью познания души одного человека – и это было возможно через любовь, причем довольно отвлеченную. Философия, любовь, устремленность в Прямухинский рай – на фоне дисциплины и муштры. Бакунин видел противоречие между этими мирами и, охраняя первый, к невзгодам или невыгодам второго, как пишет Каминский, относился с позиции русского стоицизма, выражаемой словом «наплевать» (см. т. 1, с. 114).
Дальше – военная служба в Белоруссии (Молодечно) и первые контакты с поляками, находившимися «под подозрением» после восстания 1831 г. не только у правительства, но и у того же А.Пушкина («Клеветникам России») и Ф. Тютчева – и интерес к прокламируемым ими правам вольности. И понимание того, что надо расширять свой философский горизонт. «Влияние философии Шеллинга на молодого Бакунина хотя и отмечено, но не очень акцентировано. А это влияние бесспорно и высоко значимо. Трудно представить себе, что могло быть по-другому; ведь в это время романтическо-поэтические идеи Шеллинга открыто «кружили» в воздухе, ими вдохновлялись интеллектуальная и артистическая элита Москвы и Петербурга» (т. 1, с. 125). Польский автор дает яркие философские портреты ее представителей; более того – в книге много портретных изображений мыслителей, увлеченных Шеллингом (включая, к примеру, И.Давыдова, М.Павлова, Я.Неверова и А.Ефимова, которых не встретишь в российских изданиях).
В декабре 1835 г. Бакунину пришел документ о его отставке – а в начале января 1836 г. он уже в Москве, где – подобно всем остальным сыновьям А.Бакунина – учится в университете и зарабатывает уроками математики. С «артиллерийской непосредственностью» он вошел в кружок Н.Станкевича, с которым сближался и спорил еще в 1835 г., а также направил свое внимание на философию Фихте. Каминьский дал яркий портрет этого умосозерцающего свое Я как проекцию Я большого мыслителя и умеренного деятеля в политике – с тем, чтобы он стал фоном для автопортрета активиста Бакунина, перераставшего «религию любви» во имя философии действия, но так от первой и не избавившегося. «Основной доминантой мировоззрения молодого Бакунина являлась глубокая религиозность. В 1833-1842 гг. она заполняла его духовную и интеллектуальную жизнь почти без остатка, позже – вплоть до 1848 г. – она в нем сохранялась, хотя и в преображенной форме своеобразных «религии политики» и «религии демократии». Но с самого начала – и это надо подчеркнуть особо – была эта религия неортодоксальной, она носила сильные следы имманентизма, провиденциализма, миссионерства и милленаризма, была она окрашена и элементами спекулятивной мистики» (т. 1, с. 161). И вот этому конгломерату убеждений пришлось проходить по философской дороге уже от Фихте к Канту, чтобы остановиться на Гегеле. Крайне сложная траектория философского развития Бакунина отслеживается Каминьским с особой тщательностью – иначе не разобраться в том, как он сменил религию любви на философию действия.
Что же специфического увидел в этом непрестанном интересе польский исследователь? Бакунин, по его наблюдению, согласился с высказанной в письме к нему точкой зрения Станкевича, что до Канта философия являла собой или поэзию, или пустую диалектику; но в том, что Кант – это нужная всем научность в философии, он адресата не убедил. Ни прочтение «Критик» Канта, в первую очередь «Критики чистого разума», на переломе 1835-1836 гг., ни дальнейшие его штудии не преодолевали в целом «идиосинкразии к Канту, которую Бакунин разделял со многими русскими философами» (т. 1, с. 187).
Еще в 1840 г. Бакунин признавал Фихте «подлинным богатырем нового времени» (см. т. 1, с. 196), но и этот философ-активист, борец мыслью и делом за свободу личного начала (с позиции трансцендентального Я) уступил по силе влияния Гегелю. Все же примерно полуторагодичная интерлюдия увлечения Фихте не оказалась забытой: импульсы его влияния проявлялись, хотя и не в явной форме, позже – при формировании анархистских взглядов с присущими им активизмом мысли и действия; не случайно в своих письмах Бакунин подчеркивал свою похожесть на Фихте.
И все же - Гегель, особенно после 1840 г., когда русской слушатель оказался в Берлинском университете, где этот мыслитель царствовал после своей смерти. И до этого было «Предисловие к гимназическим речам Гегеля», напечатанное в 1838 г., в «Московском наблюдателе», но данная работа все же носила в чем-то даже школьнический, а не гимназический характер. Считалась же она - в те времена, правда – едва ли не образцовой для трансляции идей Гегеля.
Недостаток места не позвол

Да и в XIX веке связь социализма с пролетариатом была не такой уж прочной. Бакунин, например, считал, что социализм ближе всего крестьянам, 


В 1840 году Бакунин выехал в Германию для изучения философии в  Убежденный сторонник социализма, Бакунин видел в социалистической 

Неординарная личность М. А. Бакунина, его удивительная история жизни, Исходя из основных положений теории “русского социализма”, Бакунин 


Михаил Александрович Бакунин. Михаи́л Свобода без социализма — это привилегия, несправедливость; социализм без свободы — это рабство.


Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными  Бакунин резко критикует «государственный социализм» (вариант которого 

Радикализм Бакунина не исключает проработки конструктивной программы социализма. Конструктивная социальная модель Бакунина важна еще 


социализм бакунина кафе


анархический социализм бакунина

социализм бакунина


социализм бакунина екатерина


социализм бакунина1

социализм бакунина 5


свобода личности и государства-анархический социализм бакунина







Меню

Детская дотация в 2017 году


Капитальный государственный долг это


Ассигнования и лимиты бюджетных обязательств это


Облигации государственного займа 2017 выплата процентов


Экономическая модель развития сша


Вторичные факторы производства


Пенсия за трудовой стаж 2015 год


Региональные демографические проблемы


Механизм для кровати трансформера цена


Шаги инвестора


Петров имеет вексель на 15000


Стандарты аудиторской деятельности утверждаются


Предельная прибыль валовой доход предельные издержки


Курьер москва неполная занятость


Бюджет и бюджетная система учебник


Затраты однородные по экономическому содержанию называются


Форма безналичных расчетов обеспечивающая гарантию платежа


Расчет индексации по индексу потребительских цен


Таблица для расчета неустойки по алиментам


Порядок дополнительной эмиссии акций


Долг по овердрафту


Порядок финансирования государственных расходов


Государственные займы бывают


Профессиональный союз депутатов


Акционерное общество средне невский судостроительный завод


Расчет неустойки по долевому участию в строительстве


Деноминация 2016 таблица


Ведение реестра акционеров акционерного общества


Большое количество избыток


Максимальный срок конкурсного производства


Работа для пенсионеров неполная занятость москва


Массовая загрузка оферт


Договор банковского счета юр лиц


Срок публичной оферты


Купля собственного векселя


Обоснование бюджетных ассигнований формулы


Деноминация рубля в 2018 году в россии


Потребительская корзина в ростовской области в 2017


Типы теневой экономики


Медицинский договор оферты


Мизес социализм


Как посчитать трудовой стаж для пенсии


Банковские депозитные ставки


Срок инвентаризации в конкурсном производстве


Номинальные и реальные денежные доходы


Дефляция это явление


Структура плана счетов бюджетного учета


Значение слова вексель


Управление безналичным расчетом