Госуда́рственная со́бственность — имущество, в том числе средства и продукты  В Российской империи использовалось понятие государственное  Право государственной собственности в Российской Федерации  Казна · Производство · Частная собственность · Приватизация · Национализация 

Известная вещь становится собственностью лишь тогда" когда по поводу ее присвоения люди государство в лице органов государственного управления, Частная собственность во всех ее формах является мощным фактором 

1 ГК впервые появилось понятие вещных прав как общей категории различных различные категории собственников: граждане и частные юридические лица, Государственной собственностью в России считается имущество, 

Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Номер 4 (5) 2000г
Разграничение государственной собственности на землю
Павлов П.Н., советник отдела Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации
Изменение государственного устройства нашей страны и проводимые в последние годы экономические реформы потребовали коренным образом пересмотреть сложившиеся за многие десятилетия подходы в решении проблем, связанных с собственностью на землю.
До недавнего времени государственная собственность рассматривалась как единственно возможная форма собственности на землю. В соответствии с этим постулатом формировалась теория земельного права и законодательство. Общепризнанным считалось, что государственная собственность на землю является единой и неделимой. Теперь, когда появилась частная собственность на землю, а государственная земельная собственность должна быть разграничена на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность соответствующее законодательство и его теоретическая база оказались несостоятельными.
Исторически сложилось так, что Россия почти всегда являлась унитарным государством. Объявление СССР федеративным государством во многом носило формальный характер. Кроме того, государственная собственность рассматривалась и в Российской империи и в СССР не столько с экономической или правовой точки зрения, сколько с политической. Таким образом, в России налицо отсутствие необходимого опыта решения вопросов, связанных с государственной земельной собственностью в федеративном государстве в условиях рыночной экономики.
Для того чтобы понять, почему в Российской Федерации так трудно идет процесс разграничения государственной собственности на землю целесообразно обратиться к ее историческому прошлому.
Государственная собственность на землю в Российской империи
Российская империя была государством унитарным с монархической формой правления. Вопросы государственной собственности на землю в законодательстве Российской империи определялись исходя из этих особенностей ее государственного устройства. При этом господствующая в те времена идеология не позволяла законодателю четко определиться с вопросами государственной собственности на землю.

Российское законодательство в особом порядке охраняет право собственности на определённые вещи, движимые и недвижимые объекты, вне 

Государственными имуществами признавались казенные земли, пустопорожние и дикие поля, иные земли, не принадлежащие никому в особенности. Субъектом права собственности казенных земель считалась «казна». Аренда и покупка казенных земель разрешалась только дворянам. Нетрудно заметить, что государственная собственность на землю в основном рассматривалась как основа сохранения самодержавия и его социальной базы.
Наряду с государственными имуществами предусматривались удельные, кабинетские, монастырские, майоратные и другие земли, которые формально нельзя было считать ни государственными, ни частновладельческими, т.е. находящимися в частной собственности. Такие категории земель выделялись, исходя из необходимости обеспечения землей царя, императорской фамилии или отдельных ее особ, сановников и т.д. Идеология монархического государства приводила к тому, что земли, которые согласно современным правовым взглядам должны были бы считаться либо государственной, либо частной собственностью, таковыми не признавались. По существу, соответствующие земли одновременно обладали чертами, свойственными разным формам собственности. Специфика Российской империи приводила к тому, что правовые взгляды на собственность современных ей буржуазных государств применялись к земле постольку, поскольку это не затрагивало интересов монарха и его окружения. Определенные земли как бы выводилась из-под действия общих норм о собственности.
Вопрос о землях, считавшихся государственным имуществом, также решался непоследовательно. Об этом свидетельствуют диаметрально противоположные взгляды на государственную собственность на землю различных представителей дореволюционной юридической науки. Одни считали государственную собственность на землю институтом только частного права, другие утверждали, что в зависимости от того находится земля в общественном пользовании или нет государственная собственность на нее соответственно является институтом публичного или частного права. Отголоски этой научной дискуссии наблюдаются и сейчас с той только разницей, что одни исследователи считают собственность на землю исключительно институтом гражданского права, а другие — земельного права.

В Конституции Республики Беларусь термин «собственность» и равной правовой защиты государственной и частной форм собственности;.

Следует особо отметить что в Российской империи не существовало земельного права как такового, вопросы о земле разрешались в основном в рамках гражданского и административного права. Нельзя не сказать и о том, что понятие «земли» в Российской империи применялось в ином значении, чем сейчас.
Из вышеизложенного видно, что с правовой точки зрения вопрос о государственной собственности на землю в Российской империи далеко не был разрешен. Субъектом права собственности казенных земель являлась «казна», кабинетских земель — «дворцовое ведомство», удельных земель — «уделы» и т.д. Само обозначение названных субъектов права собственности вызывает множество вопросов. Соответствующие неясности позволяют утверждать, что ситуация, сложившаяся в земельной сфере в Российской империи, должна характеризоваться как негативная. Говорить о неких видах государственной собственности в Российской империи можно только с изрядной долей условности, а скорее всего, выделить эти виды и вовсе нельзя.
Таким образом, при решении вопросов о разграничении государственной собственности на землю нельзя воспользоваться опытом Российской империи, и не только потому, что она являлась не федеративным, а унитарным государством. Российская империя была государством, в котором сохранились элементы неограниченной монархии и сословности общества, которые прямо влияли на определение вопросов земельной собственности. Наличие таких пережитков никогда не позволило бы нормально развиваться рыночной экономике в земельной сфере. В первую очередь не удалось бы надлежащим образом определиться с вопросами государственной собственности на землю.
Тем не менее, следует иметь в виду, что в Российской империи не существовало государственной региональной собственности. Если использовать современные понятия, то тогда существовала лишь единая государственная собственность, а также муниципальная и частная собственность. В Своде законов среди субъектов права собственности назывались дворянские общества, города и городские общества, общества сельских обывателей, земства и земские учреждения.
Если рассматривать вопрос о государственной собственности в исторической ретроспективе, то наблюдается некая преемственность в его решении на всех этапах развития нашей страны. Субъектом права государственной собственности на землю всегда выступало государство в целом, а не его составные части.
Представляется, что при решении вопроса о разграничении государственной собственности на землю должен приниматься во внимание фактор перехода государственной собственности на землю от одного государства к другому в ходе политических преобразований. В наши дни игнорировать принадлежность государственной собственности на землю определенному субъекту, которому она перешла в ходе исторического развития страны только на том основании, что требуется осуществить разграничение государственной земельной собственности, недопустимо. Нельзя считать, что земля, которая признана государственной собственностью ничья, то есть не имеет конкретного субъекта. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации не могут быть одновременно собственниками одной и той же земли. Представляется, что на всем протяжении нашей истории государственная собственность на землю оставалась единой, поэтому ее разграничение должно осуществляться на основе признания того, что субъектом этой собственности, как раньше так и сейчас, является государство в целом. Другое дело, что в условиях федеративного государства такая ситуация не может считаться правильной и ее надлежит изменить.
Государственная собственность на землю в СССР
В результате буржуазной революции Россия была провозглашена Республикой. Временное правительство этой Республики в марте 1917 г. объявило государственной собственностью удельные и кабинетские земли, а остальные земли оставило в руках прежних собственников. Временное правительство планировало провести земельную реформу, которая была призвана решить вопросы собственности на землю, в том числе и государственную, но этой земельной реформе не суждено было осуществиться.
После прихода к власти партии большевиков в октябре 1917 г. собственность на землю вообще была упразднена. Однако это произошло не после принятия так называемого Декрета о земле от 26 октября 1917 г., где ничего не было сказано об упразднении института собственности или объявлении всей земли государственной собственностью. Деятели коммунистической партии, советского государства и науки, давая юридические характеристики Декрету о земле, лукавили. В отличие от них лидер большевиков В.И. Ленин высоко оценил лишь политическое значение Декрета о земле, специально указав, что технически и юридически он очень несовершенен. Зато Декрет о социализации земли, окончательно утвержденный ВЦИК 9 февраля 1918 г., уже юридически однозначно обозначил позицию большевиков по отношению к собственности на землю. Статья 1 этого Декрета постановляет, что всякая собственность на землю в пределах Российской Советской Федеративной Республики отменяется навсегда, то есть имелись в виду все формы собственности, в том

Муниципальная и частная собственность допускается только на Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, 


понятие собственности государственная собственность частная собственность






















Меню

При действии избытка раствора щелочи


Дотации чечне 2016


Калькулятор деноминации рб


Бенджамин грэхем разумный инвестор аудиокнига скачать


Рабочая сила это


Пенсия при утере трудовой книжки


Детская дотация в 2017 году


Облигации государственного займа 1992


Ассигнования и лимиты бюджетных обязательств это


Счет договор оферта образец


Экономическая модель развития сша


Черты социализма и капитализма


Пенсия за трудовой стаж 2015 год


Теории акционерного общества


Механизм для кровати трансформера цена


Взрывная эмиссия


Петров имеет вексель на 15000


Правовое регулирование принципов бюджетной системы


Предельная прибыль валовой доход предельные издержки


Билеты на поезд безналичный расчет


Бюджет и бюджетная система учебник


Рынок где осуществляется обращение ценных бумаг


Форма безналичных расчетов обеспечивающая гарантию платежа


Неустойку каждый просроченный


Таблица для расчета неустойки по алиментам


Депозитные карты втб 24


Долг по овердрафту


Черный список частных инвесторов


Государственные займы бывают


Факторы производства классификация и характеристика


Акционерное общество средне невский судостроительный завод


Либерализм консерватизм социализм анархизм роль государства


Деноминация 2016 таблица


Инвесторы предлагаем инвестиции


Большое количество избыток


Нужна ли ккт при безналичных расчетах


Работа для пенсионеров неполная занятость москва


Депозитарий краснодар


Договор банковского счета юр лиц


Частная собственность на землю за и против


Купля собственного векселя


Нарушение равновесной цены


Деноминация рубля в 2018 году в россии


Сбербанк инвестор как пользоваться


Типы теневой экономики


Какие факторы влияют на размещение производства


Мизес социализм


Повышение трудовых пенсий в россии


Банковские депозитные ставки


Участники процесса бюджетного управления