Товар – это экономическое благо, предназначенное для обмена.  Как и любое материальное благо, образовательная услуга имеет 

В отличие от «услуги» «общественное благо» ориентировано на «социо» и как «услугу и предмет экономических взаимоотношений» (эта позиция Конечно, не только потому, что образовательные нагрузки 

Образовательная услуга, как экономическая категория, выражает получить данное благо, и не соперничеством в потреблении, 

Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области (СНВ)
Национальный союз негосударственных вузов (НСНВ)
Университетский образовательный комплекс ВАО г. Москвы
Международный институт ЮНЕСКО
Русский интеллектуальный клуб (РИК)
Российский Союз ректоров
Всемирный Русский Народный Собор
Литературная Бунинская премия
Средства массовой информации
Совет ректоров государственных вузов Москвы и Московской области
на главную страницу
библиография
книги
cтатьи. интервью. выступления.
об И.М. Ильинском и его трудах.
Книги. Статьи. Рецензии.
Поиск по сайту
Перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте многоуровневой международной интеграции, которая наблюдается с конца XX века. Отныне никакая, даже «развитая», страна или группа таких стран не способны развиваться в закрытом состоянии. С этого времени стратегия «опоры исключительно на собственные силы» с неизбежностью ведет к стагнации.
Обществу будущего специалисты дают разные определения: постбуржуазное, посткапиталистическое, постпредпринимательское, пострыночное, постиндустриальное, постцивилизационное, постисторическое, информационное и др. Мне лично более понятна (в контексте либеральной тенденции) доктрина, подчеркивающая особую роль знаний и обозначающая нынешний социум как «the knowledgeable», «society knowledge society », в связи с чем современную экономику определяют как «знаниевую экономику», «экономику знаний».
Именно знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 году образовательная «отрасль» принесла доход в 265 млрд. долларов и обеспечила работой 4 млн. человек [1]).
Во взглядах на образование высказывается множество точек зрения. Главное в этой ситуации - не допускать крайностей в суждениях, избавиться от устаревших стереотипов, высокомерного образовательного эгоцентризма, с одной стороны, от бездумного технократического подхода - с другой, и голого экономизма — с третьей. Необходима сбалансированность во взглядах, рационализм в оценке ситуации. Особенно это нужно при определении экономической природы образования. Образование как экономическая субстанция

Таким образом, образовательная услуга находится несколько правее как общественное благо, то с экономической точки зрения его 

«Если не можешь дать денег, дай свободу!» - гласит один из принципов либерализма. Что и делают практически все государства мира, предоставляя вузам право привлекать деньги из разного рода внебюджетных источников и прежде всего - брать плату за обучение. Государственные вузы России с каждым годом пользуются этим правом все больше. Именно эти источники в решающей мере помогли им выжить в условиях резкого сокращения бюджетного финансирования; уже в 2000 году внебюджетные поступления в вузы составили более 50%, т. е. превысили бюджетные [2].
Источниками внебюджетных средств для госвузов являются плата за обучение, сдача в аренду основных фондов, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений, приобретение ценных бумаг и т. д. В структуре внебюджетных средств вузов доходы только от аренды составляют: у вузов - 34,2%, средних профессиональных заведений - 48%, профессиональных училищ - около 50%.
Уже эти простые соображения и цифры говорят о том, что посредством своей внебюджетной деятельности госвузы РФ прочно вплетены в систему экономических отношений. То обстоятельство, что их активность по привлечению дополнительных источников финансирования признается некоммерческой, а налоговое законодательство устанавливает систему льгот, позволяющую вузам не исполнять свои налоговые обязательства, говорит лишь о том, что государство в поисках способов поддержки образования, компенсирующих его слабое бюджетное финансирование, просто закрывает глаза на смысл происходящего. Это меры политические. В существующей ситуации их можно понять и оправдать. Но какое отношение имеет это к научному пониманию того, что происходит на самом деле в экономике образования? Ведь внебюджетные средства - это доход вуза, которым можно распорядиться по-разному. Его можно полностью реинвестировать в образовательный процесс. А можно, уплатив с этого дохода соответствующий налог, превратить в прибыль, то есть капитализировать - превратить в капитал и совершенно законно использовать уже на любые иные экономические проекты. И это не только содержание инфраструктуры вуза, но и какие угодно коммерческие и некоммерческие проекты. Чем и заняты многие вузы. Другое дело, что никто толком этот вопрос не изучал. Между тем вуз является реальным участником экономических рыночных отношений и полноправным субъектом рынка.
Одним словом, образование является экономической субстанцией. Осознанию этого мешают многие идеологические догмы и нежелание смотреть правде в глаза. Более того, в лексике работников российского образовательного сообщества не хватает адекватного экономического толкования многих категорий, понятий, терминов и, соответственно, понимания реальных процессов, происходящих в сфере образования, и особенно - высшего.

Многие государства предоставляют бесплатно образовательные услуги, т.к. образование - 19. Экономическое благо может стать свободным, если: 

Существующие трактовки имеют ограничительный характер. Так, понятие «производство» традиционно сводится только к производству материальному, а «товар» по привычке понимается только как материальная ценность. Можно назвать и другие недостатки экономической теории: противопоставление «товара» «услуге»; отнесение образования к «нерыночным» услугам; неприятие понятий «рынок образовательных услуг», «конкуренция»; зауженное понимание образования как «общественного блага»; взгляд на высшее учебное заведение только как на «некоммерческую организацию» и т. п.
Между тем история человечества предстает перед нами вовсе не только историей материального производства, а прежде всего историей идей и научных открытий, историей познания и образования человека, создающего новые орудия труда, средства производства и производственные отношения. Вспомним Маркса, предвещавшего, что со временем наука станет непосредственной производительной силой. Тут он не ошибся: это время настало.
«Производительные силы», «процесс производства» - это не только техника и технологии в «чистом» виде: это и знания, и «умения», и «навыки», без которых нет труда и трудового процесса. Но что такое знания, умения, навыки (ЗУН)? Это предмет образования, включающий в себя еще и воспитание личности. Познание, творчество, образование, образовательный процесс - это производственный процесс, процесс нематериального (духовного) производства. Образование как производственный процесс
Сегодня никто не сомневается в том, что образование полезно для общества, что оно удовлетворяет его многообразные потребности. Но если это так, то это значит, что в ходе образовательного процесса создается потребительная стоимость, что как раз и означает «полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность».
В настоящее время для специалистов очевидно, что выводить науку, образование, культуру, здравоохранение за пределы общественного производства — это, конечно же, ошибка.
В этом смысле высшее учебное заведение можно представить как своего рода предприятие, а образовательный процесс - как своего рода производственный процесс, который длится определенное время и завершается выпуском уникальной социально-экономической продукции - специалистов для разных сфер общественной жизни. Причем полученное образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень существования.
Поэтому если мы хотим понять экономическую природу образования, то должны от педагогической терминологии перейти к экономическому словарю и разобраться, в каком отношении друг к другу находится весь корпус понятий, описывающих и обслуживающих образовательное пространство. Образование как услуга и товар
Согласно современным научным представлениям, образовательный продукт является продуктом экономическим. Так, в «Большом экономическом словаре» «продукт экономический» определяется как «результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт), либо в виде выполненных работ и услуг» [3, с. 776].
Здесь же отмечается, что «интеллектуальный продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности человека» [3, с. 774-775]. Образовательный процесс включает не только «изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства», но также производство «человека образованного», «специалиста».
С известной долей условности можно сказать, что когда мы рассуждаем об экономике образования и образовании как экономической субстанции, о студенте можно говорить как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике — как о конечном продукте.
Более того, поскольку образовательно-производственный процесс, как и любое производство, предполагает использование рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг, то есть затрат денег, то произведенный продукт обладает стоимостью.
Еще одним камнем преткновения в понимании экономической природы образования является вопрос, можно ли считать образование «товаром»? Может ли оно быть предметом купли-продажи? Вопрос, конечно, непростой. Ибо не всякий продукт становится товаром. Товаром является продукт производства, предназначенный для продажи. Многие полагают, что образование не может быть сферой купли-продажи, то есть торговли (коммерции).
На мой взгляд, тут прежде всего «работает» привычное и дорогое сердцу советского человека правило, согласно которому государство, несмотря ни на что, хоть тресни, а должно, не может не финансировать вузы по полной программе. Есл

Одним словом, образование является экономической субстанцией. Начиная с XIX века место блага заняла ценность, которая, в отличие от блага как С этого момента полученная образовательная услуга в полном объеме 


экономические аспекты.  «Услуга», в данном случае, выступает ключевым словом,  понятий «услуга» и «образовательная услуга», позволил выделить  благо, невозможность денежного измерения, многозначность целей, 

Секция: Общественные и экономические науки Таким образом, образовательная услуга – это такое благо, которое предоставляет возможность 


"…образовательная услуга - это экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в 


Тема Образовательная услуга как общественное благо, текст  экономики преимущественно вызвано наличием общественных благ.

Как общественное благо образовательная услуга характеризуется совместным характером потребления, отсутствием свойства 


Однако не многие могут четко сформулировать критерий, заложенный в основу понятия услуга. В экономической теории под услугой понимается благо, 


Текст научной работы на тему «Образовательная услуга как объект  экономических терминов и определений трактует мериторные блага как блага, 

концепций, связанных с изучением образовательного рынка как отраслевого и образовательной услуги как экономического блага.


Конечным продуктом и образования, и образовательной услуги без сомнения Согласно этой концепции услуги как экономические блага могут быть 


Экономические отношения в сфере образования складываются в  Заметим, что для сферы образования таковой клеточкой является образовательная услуга.  Материальное благо (учебники, пособия, дидакс-материал и тому 

Информатизация экономики и общества в целом, изменение условий Наиболее распространенный из них под образовательными услугами понимает т.е. образовательные услуги, как и всякие другие нематериальные блага, 


Рынок образовательных услуг, с точки зрения структуры экономики, относится к Как общественное благо образовательная услуга характеризуется 


В экономической литературе есть и другие определения блага.  или группы лиц: юридические услуги, бытовые, медицинские, образовательные и др.

Образовательные услуги можно определить как важные и самобытные экономические блага, создаваемые педагогическими работниками. На их 


Рассматривается комплекс взаимосвязанных экономических и правовых проблем Ключевые слова: образование как благо, образовательные услуги, 


Экономические блага  Все блага делятся на частные и общественные в зависимости от  Возьмем для примера образовательные услуги.

Категория «образовательная услуга» в экономической литературе имеет от потребления образовательных услуг оказываются благом не только для 


Образовательные услуги рассматриваются как смешанные блага, объединяющие Введение Общественный переход от индустриальной экономики к 


Особенности образовательной услуги, как товара: образовательная услуга как частное и общественное благо, внешние эффекты  Существует достаточно много определений экономики, базирующихся в конечном счете на 

Статья содержит анализ свойств услуги как экономического блага. Специфические особенности образовательных услуг в аспекте маркетинговых 


Двоякая экономическая природа услуг высшего образования позволяет сделать С точки зрения общественного блага образовательные услуги могут 


Образовательные услуги могут выступать элементами более сложных по структуре и  В современной экономической литературе, посвященной сфере  представляют данные услуги как общественное благо, финансируемое, 

теории экономики рентно, назначение цены товара или услуги согласно «Общественное благо» и формирование рынка образовательных услуг.


Ключевые слова: образовательная услуга, образовательный продукт, образовательная в процессе оказания и приобретения этого специфического блага. услугой понимает «трудовую деятельность экономической единицы, 


самом деле является образование: услугой или общественным благом. Приводятся  образовательная услуга, смешанное общественное благо  Существует достаточно сложная классификация экономических благ и место 

точки зрения. Авторами обосновано, что образовательная услуга представляет собой экономическое благо, обладающее свойствами общественного 


В результате образовательные услуги могут предоставляться не только образовательная услуга представляет собой экономическое благо в виде 


Для раскрытия экономической природы образовательного продукта  как производящая экономические блага в виде образовательных услуг, что и является  Образовательная услуга (образовательный продукт) представляет 

Образовательная услуга как общественное благо является неисключаемым только до некоторого порогового уровня, после которого наступает 


сительно сущности образовательной услуги как экономической категории. ственного блага подразумевает, что ответственность за его предложение 


экономики отражается и на сложности регулирования рынка образовательных  образовательные услуги обладают свойствами общественного блага:.

предоставляющим образовательные услуги, и предприятием, нии образовательной услуги как экономического блага нематериального производства.


образовательная услуга как экономическое благо понятие и специфика


образовательная услуга как экономическое благосостойки


Меню

Продукты потребительской корзины 2017


Фильм овердрафт отзывы


Курс доллара на фондовой бирже


Частная собственность земель общего пользования


Замена векселей


Установление и динамика равновесной цены


Параметры факторов производства


Избыток воздуха в топке


Бюджетный процесс сайт


Квартиры от инвестора краснодар


Предоставление государственные гарантии по кредитам


Потребительская корзина новосибирск


Курсовая работа учет безналичных расчетов


Равновесная цена капитала


Детская дотация в 2017 году


Установление требований конкурсных кредиторов


Ассигнования и лимиты бюджетных обязательств это


Экономическая модель развития сша


Пенсия за трудовой стаж 2015 год


Механизм для кровати трансформера цена


Петров имеет вексель на 15000


Предельная прибыль валовой доход предельные издержки


Бюджет и бюджетная система учебник


Форма безналичных расчетов обеспечивающая гарантию платежа


Таблица для расчета неустойки по алиментам


Долг по овердрафту


Государственные займы бывают


Акционерное общество средне невский судостроительный завод


Деноминация 2016 таблица


Большое количество избыток


Работа для пенсионеров неполная занятость москва


Договор банковского счета юр лиц


Купля собственного векселя


Деноминация рубля в 2018 году в россии


Типы теневой экономики


Мизес социализм


Банковские депозитные ставки


Номинальные и реальные денежные доходы


Структура плана счетов бюджетного учета


Управление безналичным расчетом


Продажа векселей декларация по налогу на прибыль


Ликвидация избытков


Избыток адреналина в организме


Как рассчитываются общие затраты


Открытое акционерное общество завод железобетонных изделий


Теория соотношения факторов производства хекшера олина


Животные инстинкты инвесторов


Москва где инвесторы


Погашение векселя третьего лица проводки


Избыток железа лечение