С 1 июля 2017 года вступило в силу важное изменение в законодательстве. С этой даты к малым компаниям относятся АО, которые 

02.11.2017 Официально опубликован закон об изменении порядка 02.10.2017 Дайджест новостей правового регулирования за 3 квартал 2017 года.

Ряд нововведений в законодательство об акционерных обществах ожидается также и в первой половине 2017 года (уже с 01.01.2017).

Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» успел стать объектом многочисленных аналитических заметок и обсуждений еще на стадии законопроекта.
Еще большее количество аналитического материала появилось в публичном доступе уже после опубликования указанного нормативно-правового акта в окончательной редакции. Поэтому в который раз по существу рассматривать изменения правового регулирования совершения крупных сделок и сделок заинтересованностью уже не представляется таким интересным занятием J
Вместо этого хотелось бы обратить внимание на небольшую специфическую особенность, которая, как мне кажется, на первый взгляд привлекает не такое большое внимание ( заранее прошу прощения, если моя точка зрения окажется ошибочной и zakon.ru на деле пестрит подобными материалами) – отсутствие, так называемых, переходных положений.
Единственным из таковых можно считать ст.4 ФЗ от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ, которая предусматривает, что новый порядок регулирования вступает в силу с 01.01.2017. При этом нормативный акт молчит относительно судьбы крупных сделок и сделок с заинтересованностью, которые были совершены, но по каким-то причинам не были надлежащим образом одобрены до вступления в силу изменений (предположим, в ноябре – декабре 2016 года).
Полагаю, что в связи с этим на практике существует риск возникновения, как минимум, двух ситуаций, кардинально отличающихся друг от друга, в зависимости от того, как толковать нормы права, регулирующие действия гражданско-правового законодательства во времени ( ст.4 Гражданского кодекса РФ):
1) Последующее одобрение сделок подчиняется правилам специальных законов в редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ.
Ввиду того, что нормами ФЗ «Об АО» и ФЗ «Об ООО» не предусмотрено предписаний, определяющих характер действия правовых норм во времени, полагаю, что следует обратиться к общему правилу ст.4 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).
Так, в соответствии с п.1 ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. При этом действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Руководствуясь указанными нормами, а также подходом высших судебных органов, которые неоднократно указывали, что вступление в силу нового правового регулирования отменяет предшествующее, [1] действия по последующему одобрению сделок АО и ООО с 01.01.2017 должны подчиняться новому порядку, даже если сами сделки были совершены до 01.01.2017.

«ФЗ об АО»), а также в Федеральный закон «О обществах с ограниченной Изменения в регулировании крупных сделок и сделок, в совершении После 1 января 2017 года это положение будет применяться в 

В таком случае, с учетом того, что одобрение будет осуществляться, как и все соответствующие правоотношения, после 01.01.2017, процедура согласования должна подчиняться положениям нового законодательства, что соответствует смыслу п.1 ст.4 ГК РФ.
Кроме того, до вступления в силу изменений в законодательстве, регулирующем деятельность юридических лиц, механизм последующего одобрения сделок, в принципе, отсутствовал. Право последующего одобрения, непосредственно, появилось у участников хозяйственного оборота только после вступления в силу изменений – ст.79 и ст.83 Федерального закона «Об АО», ст.45 и ст.46 Федерального закона «Об ООО» в новой редакции.
Таким образом, одобрение сделки, совершенной до 01.01.2017 должно осуществляться по новым правилам, так как до вступления в силу изменений закона, законодательство РФ напрямую не предусматривало возможности последующего одобрения ранее совершенной сделки.
Дополнительным аргументом в пользу такого подхода является отсутствие специальных указаний на ретроспективный характер действия норм Федерального закона от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ, что косвенно подтверждает необходимость подчинения процедуры последующего одобрения в 2017 году новым предписаниям закона, с момента их вступления в силу.
Данный подход, конечно, нельзя назвать бесспорным. Например, в таком случае могут быть затронуты интересы акционеров (участников) хозяйственных обществ, чей интерес, возможно, мог состоять в совершении сделки по старым правилам.
В тоже время наличие субъективного интереса акционеров (участников) именно в том, чтобы совершить конкретную сделку по старым правилам (а не просто совершить хозяйственную сделку) также небесспорно. Особенно с учетом встречающейся практики осуществления корпоративных процедур, когда условный акционер (участник) знать не знает, да его и не волнует, какой именно порядок предусмотрен законом (например, если в компании есть корпоративный департамент, который берет на себя организацию корпоративных процедур).
2) Последующее одобрение сделок подчиняется правилам специального законодательства, действующего в редакции до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ.
Как уже было выше указано, до вступления в силу изменений законодательства, регулирующего деятельность хозяйственных обществ, российское право не закрепляло механизма последующего одобрения совершенной сделки.

С 1 января 2017 года вступают в силу поправки в законодательстве, 84 закона об акционерных обществах сделка не может быть 

Прежнее законодательство РФ допускало такую возможность косвенно и только в некоторых случаях. В частности, последующее одобрение было указано как основание для отказа в признании недействительной сделки, совершенной без такового в прежних редакциях Закона «Об ООО» (п.5 ст.45 и п.5 ст.46) и Закона «Об АО» (п.6 ст.79 и п.1 ст.84 ФЗ «Об АО»).
Следовательно, до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ на территории РФ действовала своеобразная презумпция «предшествующего одобрения» сделки хозяйственного общества. То есть, обязанность по одобрению сделки, по общему правилу, предшествовала (возникала раньше) момента ее совершения.
В таком случае, если сделка хозяйственного общества была совершена в 2016 году, обязанность по ее одобрению, в любом случае, возникала еще раньше (и уж точно не позднее 2016 года).
Согласно п.2 ст.4 ГК РФ, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В вышеприведенном случае получается, что и отношения и обязанности по одобрению сделки возникла до даты вступления в силу изменений законодательства, регулирующего деятельность хозяйственных обществ.
Таким образом, по смыслу п.1 и п.2 ст.4 ГК РФ, если крупная сделка или сделка с заинтересованностью была совершена в 2016 году, процедура ее одобрения в 2017 году должна подчиняться порядку 2016 года, так как обязанность одобрить сделку возникла также в 2016 году.
Разумеется, предложенный подход также не лишен слабых мест. Ведь одобрение не является каким-то абстрактным действием, а отвечает конкретной сделке. В таком случае получается, что затраты по согласованию сделки несутся всегда и в любом случае, независимо от того, что сама сделка в конечном итоге может быть и не совершена. В свою очередь существование возможности последующего одобрения способно препятствовать возникновению лишних затрат, то есть если сделка не была совершена, то и последующего одобрения не потребуется.
В этом случае полагаю, что ключевой категорией для подобных случаев является «интерес» к совершению сделки. Этот интерес совершить сделку порождает необходимость ее согласования, что далее порождает возможность совершения. В таком случае неотъемлемые затраты на согласование являются своего рода платой за попытку реализации интереса.
В любом случае, исходя из изложенного, полагаю, что отсутствие в тексте Федерального закона от 03.07.2016 г. № 343-ФЗ четкого указания на порядок одобрения сделок, совершенных, но не одобренных до его вступления в силу, порождает правовую очередную коллизию правового регулирования, разрешение которой отдано на уровень судебной практики.
[1] Определение Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 746-О-О; Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П; Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2013 N 78-КГ12-25; Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2012 N 15-Впр12-1 и т.д.
Добрый день! Полагаю, что приведенные нормы не отменяют факта существования некой презумпции, которую я обозвал "презумпция предшествующего одобрения". Презумпция - она же штука опровержимая. В связи с чем я как раз и указал, что возможность последующего одобрения сделки, в принципе, не исключалась. В таком ракурсе правило ст.1571.1, скорее, выглядит как требование к форме, предъявленное законодателем: "Если вы уж не удосужились предварительно согласовать сделку, то хотя бы четко укажите, какая именно сделка была согласована в дальнейшем". А ст.181.4 опять-таки рассматривает последующее решение как основание для отказа в признании его недействительным. В этом случае институт последующего одобрения приобретает несколько побочный характер: сама возможность есть, но если сделка совершена успешно, то и одобрение уже, возможно, и не так чтобы нужно (опять же, исходя из встречающейся практики), а если все прошло не очень гладко, то этим инструментом можно воспользоваться, чтобы отбиться в суде. Повторюсь, существование института последующего одобрения сделки в прежней редакции законодательства полностью отрицать нельзя.
Добрый день! Полностью поддерживаю. Но в последнее время больше всего прилетает корпоративному законодательству) Даже последняя попытка более-менее привести Закон об ООО и Закон об АО в соответствие с новым ГК РФ, какая-то, я не знаю, в духе новой российской правовой традиции. Здесь в соответствие привели, здесь оставили нетронутым. При этом ничего не сказано относительно того, можно ли считать реформирование корпоративного законодательства законченным, неможно. Молчанка как способ законотворчества едва ли подходит для правопорядка, позиционирующего себя как прогрессивный. На моей памяти последний раз переходные положения в были более-менее четко сформулированы в нормативных актах, реформирующих ГК РФ. Заметно, что там законодатель старался внести хот

Информируем вас о том, что с 1 июля 2017 года вступают в силу изменения и дополнения, утвержденные Федеральным законом от 


Изменение структуры пассивов кредитной организации может  законом от 26 декабря 1995 года No 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее 

Комментарий taxCOACH®: закономерное изменение, связанное с передачей В мае 2017 года Минфин выпустил письмо, которым призвал не Держателей реестра АО обязали ежегодно предоставлять 


Революционные изменения в регулировании порядка одобрения внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" Рассмотренные нововведения вступают в силу с 1 января 2017 года 


Изменения серьезно меняют существующий порядок предоставления информации, предусмотренный ст. 91 ФЗ «Об акционерных 

Часть их вступила в силу 1 июля 2015 года, оставшаяся часть начала действовать сегодня. Реформа положений об акционерных обществах продолжается. Полезные памятки для работы юриста в 2017 году.


С 1 мая этого года вступили в силу изменения в Закон Украины Акции публичных акционерных обществ должны находиться в биржевом реестре. типа/реорганизации общества стоит подождать до 2017 года.


О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об  Принят Законодательной палатой 18 февраля 2014 года  Особенности создания и правового положения акционерных обществ в сферах банковской, 

изменения 2017 года об акционерных обществах






















Меню

Демографические проблемы индии


Факторы производства в макроэкономике


Платежные балансы стран мира


Формы безналичных расчетов платежные документы


Капитализм против социализма


Правовые основы государственных расходов


Борьба с денежной эмиссией


Сбербанк акционерам и инвесторам


Прогнозирование рабочей силы


К экономическим благам относятся воздух


Основные положения об акционерном обществе


Стадии кругооборота экономических благ


Социализм в россии возник


Ток эмиссии катода


Неустойка за непредоставление документов


Уровень инфляции и индекс потребительских цен


Избыток выпадение волос


Прибыль является факторным доходом


Депозитные сертификаты в управление


Частные зарубежные инвесторы


Коммерческий кредит применяется


Сколько стоит вексель


Виды документов безналичный расчет


Оферта подписывается


Облигации внутреннего государственного валютного займа


Неустойка за непоставку товара


Овердрафт фильм 2017 смотреть онлайн


Онлайн заявка на овердрафт


Неустойка за просрочку уплаты алиментов


Понятие оферта означает


Специализированный депозитарий сбербанка


Единая тарифная сетка


Детская дотация в 2017 году


Оператор безналичных расчетов


Ассигнования и лимиты бюджетных обязательств это


Овердрафт взять кредит


Экономическая модель развития сша


Отличие кооператива от акционерного общества


Пенсия за трудовой стаж 2015 год


Агентство недвижимости частная собственность


Механизм для кровати трансформера цена


Оплата векселем за товар и его погашение


Петров имеет вексель на 15000


Состав и структура расходов государственного бюджета


Предельная прибыль валовой доход предельные издержки


Чем капитализм хуже социализма


Бюджет и бюджетная система учебник


Рото механизм цена


Форма безналичных расчетов обеспечивающая гарантию платежа


Японские инвесторы