Христианский социализм с.н.булгакова

Булгаков С. Агония//Булгаков С. Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991. С. 306. Между прочим, эта датировка заставляет поставить под 

В 1917 году протоиереем Сергием Булгаковым была написана статья «Христианство и Социализм» (взята из книги «Христианский 

Купить книгу «Христианский социализм» автора С. Н. Булгаков и другие произведения в разделе Книги в интернет-магазине OZON.ru. Доступны 

Автор: Булгаков Сергий, протоиерей Булгаков С., прот. Душа социализма. Журнал "Новый Град" №1
Соль — добрая (вещь); но ежели
соль не солона будет, чем ее попра­вить?
Имейте в себе соль.
(Мр. IX, 50).
I
Жизнь народов находится сейчас под знаком социализма. Его багровая звезда стоит на историческом небе, как грозное знамение, суд или пророчество, но, во всяком случае, как некая историческая действительность. Можно его хотеть или не хо­теть, призывать или устрашаться, видеть или от него закры­ваться, но от него некуда уйти, он есть некая судьба, если еще не для нас, то для будущего поколения. 1) Он стоит перед на­ми, как загадка Сфинкса, готового пожрать ее не разгадавших. И если перед всем миром он предстоит как угроза или, по край­ней мере, кризис, то в отношении к Церкви он содержит вопрошание о своем религиозном смысле или ценности: проклятие или благословение на нем, принадлежит ли он к civitas Dei , или civitas diabolica , 2) к Вавилону, повергаемому ангелом (Апок. X VII - Х VIII ), или к граду Божьему, сходящему с неба? Ибо церковь ответственна о жизни своего человечества и не должна остаться безучастной к его духовным нуждам. Ответы Церкви не даются как догматический оракул, они рождаются в исканиях и борениях тревожной мысли и мятущейся совести, как веяние духа Божьего в человеческих сердцах: ищите и обряще­те (Мф. VII, 7), сказано и о соборности церковной. На вечно зеленеющем древе Церкви история дает новые побеги в обно­вляющемся творчестве жизни, которое утверждается в учении
1 ) Понятие социализма берется тут в самом широком смысле, как стихийно совершающаяся коллективизация хозяйства и стандартизация жизни, тот ее коммунизм, который наступает уже в недрах централизованного капиталистического хозяйства, но затем частично или сра­зу разрывает его индивидуалистическую оболочку. В своей схеме «концентрации», несмотря на все ее односторонности и преувеличения, К. Маркс проявил действительную историческую проницательность.
2) Ср. мои «Два града» I - II . Москва. 1909.
49
и предании церковном. Так и ныне сознание поставлено пред фактом, который является религиозно-догматической пробле­мой для Церкви. Еще доселе она осторожно обходится и как бы не замечается во всем своеобразии, оставаясь в обла­сти личной этики или аскетики, так и издревле ставились соци­альные вопросы в церковном сознании. Как этическая проблема, социализм в наших глазах не представляет какой-либо трудно­сти, скорее он — еще издревле — является как бы естествен­ным постулатом социальной этики христианства: 3) труд дол­жен ограждаться от неправой эксплуатации, достойно вознаграждаться от своих плодов, а не являться жертвой насилия ка­питала. В последнее время церковные деятели (в разных испо­веданиях) вообще пытаются справиться с социализмом через приятие его по мотивам христианской филантропии (разного ви­да «христианский социализм» наших дней), иногда прямо при­мыкая к чуждым христианству политическим партиям (социал-демократии и др., однако, не делая попытки догматически об­нять вопрос в целом. 4) С социализмом, как неким основным и обобщающим фактом в истории человечества, как своеобраз­ной духовной установкой, следует считаться, стоя на твердой догматической, а не только этической почве, — в жизненной связи с Церковью, но однако не упрощая вопроса, И подоб­но тому, как в истории вероучительных определений, выражав­ших известное достижение, всякому новому шагу вперед в дог­матическом сознании Церкви всегда предшествовало более или менее продолжительное, вековое догматическое брожение око­ло спорного вопроса, так и в отношении к социализму мы на­ходимся еще в состоянии брожения, искания, личных мнений («ересей»). Нельзя об этом не думать или умалчивать, но и преждевременно личные домыслы почитать общецерковным до-

Купить книгу Христианский социализм Протоиерей Сергий Булгаков Наука 1991 г. в интернет-магазине. Более 100 000 книг. Доставкой по всей России.

3 ) При коренной ломке всего мировоззрения («от марксизма к идеализму» и, далее, к православию) у меня не было однако основа­ния в этом смысле отрицаться социализма (конечно, не доктринального), как общего религиозно-этического постулата социальной полити­ки. Ср. «Православие и социализм» (Путь, 1929).
4 ) Есть, наконец, в настоящее время попытка приятия социализма, как некоего непосредственного божественная факта (« кайрос »), откровение Бога в истории, хотя, по-видимому, при этом повторяется свое­образное фактопоклонство с утратой той христианской жемчужины, ра­ди которой должны быть отданы все сокровища мира. Ср. Ф. Степун. Религиозный социализм и христианство. «Путь», № 29 , август 1931.
50
­стижением, необходимо только проверять их согласие с духом Церкви, приводя в связь со всем церковным преданием. Одна­ко нельзя не признать и того, что церковно-догматическое об­суждение социализма и социального вопроса, и в особенности в православии, 4) находится еще в самом начале.
Социализм не есть только социально-экономическое движе­ние, хотя в нем он и имеет свое непосредственное выражение. Он есть я мировоззрение или, точнее, жизнечувствие, в котором проявляются разные стороны человеческого существа. Можно сказать, что социализм имеет не только свое историческое те­ло, но и душу, и дух, и в этом смысле он получает для своих адептов значение суррогата религии, как некоего целостного, не только теоретического, но и практического мировоззрения. Тело социализма для всех видимо, это — социальный вопрос на­ших дней: индустриализм, банкократия, классовый противоре­чия, промышленные и финансовые кризисы, безработица, социалистические партии, коммунизм с диктатурой пролетариата, — все эти подземные удары и землетрясения, непрестанно угро­жающие прочности старого мира и частично его уже разруша­ющие. Вызывающее мотто Лассаля : nequeo si superos Acheronta movebo , уже стало действительностью, как и гневный пророчества Карлейля о скованном Энкеладе вместе с мсти­тельным провидением Маркса о «диктатуре» пролетариата и его же зловещим: «экспроприирующих экспроприируют». Тело соци­ализма подобно многообразному, изменчивому Протею. Если вчера еще он имел нелегальное, подпольное существование, то сегодня он стал принудительной, иногда даже господствующей действительностью, прежде всего, на нашей родине. Но и все человечество ныне в большей или меньшей степени облекается в социалистические одежды, становится социалистическим мура­вейником, и как будто не видится силы остановить его распро­странение. Экономисты могут по-разному расценивать преде­лы и неизбежность социализма, однако вовсе отрицать его, как

Религиозно-философское творчество С.Н. Булгакова Книга "Христианский социализм" является сборником статей, и выпущен он был в 1917 году.

5 ) Обновленчество в России изъявило на это притязание, но цен­ность его уничтожается сервилистическим, неискренним к нему отношением, которое поэтому не дошло дальше льстивых восхвале­ний советских достижений. В православной («тихоновской») церкви разных группировок одинаково отсутствует доселе такое догматиче­ское брожение, по крайней мере, приметное.
51
характерное явление жизни, уже невозможно. Речь может идти разве только о разных пропорциях, в которых выражается влияние в социализированной жизни факторов. несоциалистических. Те, которые теперь приходят в мир, застают его в стадии надвигающегося социализма. Понятый только как вопрос о богатых и бедных, социализм всегда существовал в истории че­ловечества, будучи однако исторически мало заметным и не определяющим фактом. Теперь он стал фактом не только внешней, но и внутренней жизни, ибо социализм имеет и свою соб­ственную душу, притом совершенно языческую, и дух, доселе определенно богоборческий. Остановимся сначала на душе социализма.
Она определяется особой антропологией, ему свойственной. В этом учении о человеке являются характерными две черты: социологизм и экономизм. В основе обеих лежит некоторый жизненный опыт или узрение, нарочито доступное нашему вре­мени. Социологизм исходит из родового характера человеческого существа. Человек всегда знал себя как родовое сущест­во, и еще в Ветхом Завете мы встречаемся с персонификацией родовых, «совокупностей»: Израиль, Амалик, Ассур, Исмаил и проч., или звери Даниилова апокалипсиса, повторяющиеся и в Апокалипсисе новозаветном. Теперь эти звери неприметно пре­образились в группы или классы, абстрактные мифы социологии. Современные социальные телескопы и микроскопы, которыми владеет статистика и вообще социальная наука, воочию пока­зывают реальность и самозаконность социального тела, хотя они доселе не умеют познавать таковую же реальность личности, которая теряется в социальном целом и даже отрицается во имя его. Таким образом утрачивается вера в человеческую личность и ее реальность, т. е. именно то, что составляет первую и основную данность для религии. Однако об этом далее.
Вторая черта, экономизм, есть общее признание зависимо­сти человеческой личности от природы, причем эта зависимость и осуществляется и преодолевается трудом, создающим цен­ности или богатства, а в них и с ними и всю человеческую куль­туру. Экономизм имеет свое предельное выражение в марксиз­ ме с его так называемым «экономическим материализмом», ко­торый правильнее, однако, называть материалистическим эконо-
52
мизмом, — в противоположность духовному (или даже спиритуалистическому). Им и вообще насыщена наша эпоха: разви­тие экономических знаний, с их особой, условной и односторон­ней стилизацией жизни, экономическое направление в историче­ской науке, в прессе, общественности, «Мир, как хозяйство», и человек, как хозяин, — таково основное узрение этой антро­пологии. 6) Этот экономизм обычно сознает себя как материалистический и вместе даже зоологический. Хозяйственная борьба понимается в нем как частичный случай общей борьбы за су­ществование, ведущейся во всем животном мире, и этот соци­альный дарвинизм еще восполняется грубо материалистическим пониманием (вернее, не-пониманием) хозяйственного процесса. При этом не замечается, что хозяйство есть не только рабство человека стихиям, но и непрестанное откровение о человече­ском духе, торжество и откровение человечности.
В хозяйственном отношении к миру дивным образом от­крывается и величие призвания человека, и глубина его падения. Оно есть действенное отношение к миру, в котором чело­век овладевает природой, ее очеловечива

Христианский социализм булгакова

Христианский социализм — это мировоззрение, ставящее своей целью 3 См.: Христианский социализм (С.Н. Булгаков): Споры о судьбах России 


Сергей Николаевич Булгаков (1871 - 1944) - русский социолог и  Социолог постоянно подчеркивал, что христианский социализм видит в политике 

Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) - выдающийся русский религиозный Так «христианский социализм» в творческой мысли Булгакова прошел 


Купить книгу Христианский социализм Протоиерей Сергий Булгаков Наука г. в интернет-магазине. Более 100 000 книг. Доставкой по всей России.


Подробные характеристики С. Н. Булгаков "Христианский социализм", отзывы покупателей, обзоры и обсуждение товара на форуме.

Наименование параметра, Значение. Тема статьи: Христианский социализм С.Н.Булгакова. Рубрика (тематическая категория), Регилия 


2 Интересно, что Булгакова и Цветаеву связывали некие, условно говоря, Булгаков крестил сына Цветаевой Мура. 3 Христианский социализм (С.Н.


Меню

Государственный долг рф обеспечен


Организационная структура бюджетного учреждения


Акцепт статья


Переменные затраты


Страны с переходным типом экономики общие признаки


Потребительская корзина на месяц на человека


Учет эмиссии акций


Векселя исковое заявление


Административно правовой статус профессиональных союзов


Выплата трудовой пенсии производится


Агент эмитент


Эмиссия в атмосферу


Какую прибыль получает инвестор


Функции производственного участка


Увеличение безналичных расчетов


Северная корея социализм


Эмиссия


Республиканский депозитарий


Инвестором признаются


Идеология социализма кратко


Сделки с ценными бумагами на фондовой бирже


Помощь в поиске инвестора


Избыток молочной кислоты в организме


Вексель официальный сайт


Основные факторы производства и предложения


Какую опасность представляет избыток холестерина


Внебюджетные фонды в бюджетной системе россии


Налично денежная и безналичная эмиссия денег


Разумный инвестор скачать бесплатно fb2


Стоимость векселя сбербанка


Передача инвестору объекта строительства


Избыток спроса на рынке возникает


Избыток эстрогенов признаки


Индекс потребительских цен 2009


Эволюция факторов производства


Аваль волгоград


Сила сибири отзывы рабочих 2017


Доставка цветов омск безналичный расчет


Переменные затраты при росте объема продукции


Ищу инвестора для открытия бизнеса с нуля


Развитие на основе факторов производства


Стоимость страхования жизни при автокредите


Фондовая биржа профессиональным участником рынка ценных бумаг


Соотнесите идеологию с лозунгом консерватизм социализм


Акционерное общество по недвижимости


Основные факторы производства в рыночной экономике


Национальный расчетный депозитарий нко зао нрд


Прсд специализированный депозитарий


Депозитный вклад почта банк


Претензия неустойка за просрочку товара