Герцен и крестьянский общинный социализм

Теория «русского», «крестьянского» социализма А. И. Герцена и Н. Г.  1) «Русский крестьянин не привык к общинной собственности»

Общинный социализм Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена. Герцен неожиданно для себя нашёл в русской соседской крестьянской 

Русский (общинный) социализм А. И. Герцена. Заграничная Вольная русская Историческая картина — К.П.Брюллов, А.А.Иванов. Крестьянская тема в 

Глава V. «Общинный социализм»
В конце 40-х — начале 50-х годов Фонвизин усердно занимался изучением утопического социализма, чтобы «сделать некоторые выводы относительно нашей России» (14, л. 3). Главный вывод, к которому он пришел, был тот, что Россия в отличие от Западной Европы может быть преобразована на социалистических началах, так как в ней сохранились общинные поземельные отношения.
Первоначально, работая над «Обозрением проявлений политической жизни в России», Фонвизин видел в русской общине лишь своеобразный остаток древнерусского общинно-вечевого, «демократического» устройства, сохраняющийся в крестьянском общественном быте. Поэтому и в утопическом социализме его интересовало на первых порах преимущественно отношение социалистов-утопистов к учению раннего христианства: он даже усматривал в утопическом социализме возрождение, новое торжество раннехристианских идеалов.
Сообщая Оболенскому о своих занятиях «социалистическими и коммунистическими вопросами», Фонвизин писал в письме от 15 мая 1851 г.: «Защитников этих систем сочинения запрещены и до нас не доходят. Но, рассматривая без предубеждения новые эти учения, даже по отчетам их злейших критиков, основная мысль социализма и коммунизма тождественна с предписываемыми Евангелием обязанностями любви к ближнему и братолюбием. Если в числе последователей новых политических учений есть и неверующие, пантеисты и скептики, то не должно ли дивиться и благоговеть перед могущественною силою благодатного слова, увлекающего даже самих противников его говорить и действовать в его духе и несознательно распространять евангельские истины» (15, 199—200).
На возражение Оболенского, что христианство отнюдь не выставляло коммунистических и социалистических принципов и что в древнем Израиле освящено было право личной собственности, Фонвизин отвечал: «... я, однако, нахожу совсем противное... Прочитайте в книге Левит главу XXV. Из всех законодателей Моисей был самый радикальный в смысле коммунистическом и за многие тысячелетия до нас понимал, что земля, так же как воздух, вода, не может быть безусловною, неотчуждаемою собственностию лица, но что все земнородные имеют естественное неотъемлемое право, живя на ней, трудом своим снискивать от нее пропитание» (14, 202—203). В этом же письме Фонвизин уверял Оболенского, что «первая христианская церковь в Иерусалиме была святейшим коммунизмом» (там же, 203).
Следует, впрочем, иметь в виду, что Фонвизин, полемизируя с Оболенским об «истинном» учении христианства, ставил своей задачей ограничить влияние «сибирской конгрегации» среди декабристов. Дело в том, что Оболенский не только решительно выступал против социализма, но и пытался, опираясь на Библию и историю христианской церкви, доказать, что монархия является единственно согласной с христианством формой государственного правления, и даже высказывал сомнения относительно необходимости отмены крепостного права. В своих письмах он уверял, что крепостное состояние способствует сохранению «простоты» и «безыскусственности» «физической жизни» русских крестьян и что поэтому оно «более располагает их сердца к принятию благодати» (62, 341).

Крестьянский социализм А.Н.Герцена и Н.Г.Чернышевского. На стихийный общинный социализм (в других местах он употребляет 

Социализм, отвечал на это Фонвизин, отвергая всякий деспотизм, возрождает тем самым истинный «дух» христианства; оттого «социалистские и коммунистские учения не останутся без последствий, а принесут вожделенный плод» (там же, 339). Не удивительно, что он интересовался распространением этих учений в России. «Определенно говорят, — писал он А. Ф. Бриггену в письме от 28 марта 1850 г.,— что социалистские и коммунистские доктрины проникли в Россию и насчитывают большое количество приверженцев... Уверяют, что среди русских социалистов есть люди всякого положения — даже молодые священники, учившиеся в духовных академиях» (там же, 337).
Таким образом, Фонвизин воспринимал поначалу утопический социализм в рамках раннехристианской «любви» и «братолюбия»; он еще не связывал его непосредственно с экономической основой общества, а относил скорее, говоря словами Чернышевского, «к так называемой жизни сердца».
Лишь позднее, в 1852 г., работая над статьей «О коммунизме и социализме», в которой осмысливается западноевропейская действительность, Фонвизин внимательно проанализировал утопический социализм с точки зрения его применимости к «настоящему» положению пролетариата. Критикуя «способы» преобразования общественной жизни, предлагаемые социалистами-утопистами, он вынужден был пересмотреть и свой взгляд на раннехристианский «коммунизм». В конечном счете он вносит в свои прежние выводы ряд существенных поправок, в частности признает, что законодательство Моисея было только «ограничением, а не уничтожением права собственности», что хотя первые христианские церкви были «коммунистическими», однако «сам апостол уже не требовал от них отречения от всякой собственности», что, наконец, в христианских общинах коммунистические идеалы реализованы не были, и если отдельным сектам удавалось каким-то образом устроить свой быт в соответствии с этими идеалами, то все же сектантский «коммунизм» не приемлем для гражданских обществ.

"Мы русским социализмом, — писал Герцен, — называем тог социализм, который идет от земли и крестьянского быта, () от общинного владения 

Так, возвращаясь в своей статье к «святейшему коммунизму» Иерусалимской церкви, Фонвизин теперь признавал, что «в ней между братьями-христианами все было общее не по уложению, а по духу любви и самоотвержения, к которому способны только избранные, облагодетельствованные души или отрекшиеся от мира отшельники, заключившиеся добровольно в монастырских стенах, а не целый народ» (14, л. 8 об.).
В другом месте, рассуждая о «благоустроенном коммунизме» в обществе моравских брать ев, или гернгутеров (гутеритов)[2], он снова пишет: «В общинах моравских братьев не существует различия званий или сословий, и они скорее похожи на монашеские общежительства, нежели на политические союзы, все члены их соединены более религиозными, нежели гражданскими, узами, и потому их коммунистическое устройство едва ли может быть применено к многолюдным обществам или государствам, в которых слишком большое неравенство и разнородность составных элементов будет всегдашним тому препятствием» (там же, л. 10 об. — 11).
Результатом этого критического пересмотра явилось то, что Фонвизин преодолевает отчасти религиозно-христианское понимание сущности утопического социализма и приходит к выводу, что «коммунистические умозрения» не возрождают евангельскую «истину», а отражают в новой форме извечный антагонизм «между богатыми и бедными», между угнетателями и угнетенными. Он признавал «сходство» этих рассуждений с «политической теорией афинского философа» (Платона) и считал позднейшими «возобновлениями» идеи Платоновой республики «социалистические опыты» Томаса Мора, Кампанеллы, Мабли, Сен-Симона, Фурье, Оуэна, а также «революционные теории» Робеспьера, Бабефа и «новейшие умозрения» Луи Блана, Кабе, Консидерана и Прудона. Вместе с тем, отвергнув возможность применения их на Западе, Фонвизин тем не менее сделал для себя важное открытие: общинность, к которой стремятся коммунисты и социалисты, сохранилась в реальном виде в системе поземельного владения русских крестьян и именно русская община предохранит Россию от «бездомков» и позволит преобразовать ее на социалистических началах.
Итак, в конце 40-х годов под влиянием идей утопического социализма Фонвизин основательно пересмотрел свое первоначальное понимание общинно-волостного устройства Древней Руси: он увидел в нем не только систему «демократического», представительного правления, как считал раньше, но также исконно славянскую форму поземельных отношений. Он уверовал, что древнерусский общинный быт утратил со времени московской централизации свое государственное, политическое значение; что же касается второго момента, составляющего этот быт, — общественного владения землями, — то оно, несмотря на крепостное рабство, целиком сохранилось в рамках крестьянского «мира».
Рассмотрим более обстоятельно суждения Фонвизина о русской общине. «Изложив мои мысли о социализме и коммунизме, — писал он, — я заметил, что одна из главных стихий этих новых умозрений — общественное владение землею — существует с незапамятных времен в нашей России» (там же, л. 16 об.). Это общест венное владение землей выражается, по мнению Фонвизина, в особом характере распределения крестьянских наделов, который в обеих разновидностях общин — вольных и помещичьих, имеющихся в России, одинаков и осуществляется либо с учетом числа податных душ, либо по количеству тягла, либо по захватам. Последняя форма распределения сохраняется лишь в тех общинах, где имеются в изобилии общественные земли: каждый крестьянин данной общины пользуется правом вспахать и скосить участок такого размера, какой он «собственными силами может обработать» (там же, л. 16 об.).
«Вторая основная идея общинности — разделение работ между общинами, — отмечал далее Фонвизин, — нигде не находится в таком применении, как у нас. Сохранившийся в России общинный характер имел влияние и на разделение промышленности. У нас целые селения, а иногда и целые приходы и даже уезды занимаются однообразными производствами. Такие промышленности возрождаются или от местных удобств для их производства, или от выгодного какого-либо примера... Одним словом, одиночных промышленностей в России гораздо менее, чем общинных, а потому хотя степень промышленного развития у нас гораздо ниже, чем в других государствах, но ход его совершенно согласен с общинным началом» (там же, л. 18—18 об.).
Последнее замечание Фонвизина относительно влияния общинного быта на характер развития русской «промышленности» (промыслов) примечательно в двояком отношении: во-первых, оно свидетельствует о его пристрастии к таким формам промышленного производства, которые обусловливаются стихией общинной специализации, а следовательно, способствуют сохранению уравнительного принципа распределения, и, во-вторых, позволяет конкретно судить о тех средствах, при помощи которых он намеревался предотвратить процесс пролетаризации сельского населения. Собственно, Фонвизин в этом случае руководствовался той же посылкой, что и Радищев, Малиновский, Пестель, а именно признан

Герцен и крестьянский общинный социализм кратко

В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин 


Герцен разработал теорию «общинного», «крестьянского», «русского» социализма как цельную законченную доктрину. Он считал, что 

Герцен предлагает, его словами, “пари за социализм” и одно из первых отнесений к теории крестьянского, общинного социализма, 


Отсюда и «открытие» русской крестьянской общины, с которой он, начиная с Герценовский общинный социализм выступал для них 


Прямым продолжателем традиций декабристов был А. И. Герцен – основоположник русского крестьянского утопического социализма. В 1848-1849 году 

Зародыш социализма Герцен видел в крестьянской общине. На стихийный общинный социализм (в других местах он употребляет 


Идеал общественного развития А.И.Герцен видел в социализме, при В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, 


Теоретики общинного социализма и революционное народничество 60-х гг.  жизни и отсюда верой в возможность крестьянской социалистической  а также произведения А. И. Герцена, Н. П. Огарева, П. А. Кропоткина и др.

Крестьянский социализм А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского: Довольно из этого Чернышевский формулировал концепцию общинного социализма, 


Крестьянский социализм А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского Исходя из этого Чернышевский формулировал концепцию общинного социализма, 


Народничество — идеология, появившаяся в Российской империи в 1860—1910-х годах,  Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена.  введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от 

В статье раскрывается учение А.И. Герцена о «русском социализме» как Идею прогресса крестьянского мира с использованием науки и техники Запада Как отмечает А.Ф. Замалеев, Герцен, характеризуя русский общинный 


«Мы русским социализмом называем тот социализм, – писал Герцен, – который идет от земли и крестьянского быта…, от общинного владения и 


Однако Герцену были видны и негативные стороны общинных  и популяризации идеи перехода к социализму через крестьянскую 

Идеи «крестьянского социализма», высказанные этим оригинальным Это общинное владение представлялось Герцену зародышем 


И Герцен с его общинным социализмом – в особенности. Но Герцен извлекает из крестьянской среды общий принцип, который приложим к любому 


В крестьянской общине с её общинной собственностью на землю Герцен видел «зародыш социализма». Об этом он писал в своих работах после 

Политико-правовая идеология «русского социализма». положения теории «русского социализма» разработал Александр Иванович Герцен (1812–1870). является Россия, в которой сохранилось общинное землевладение. Русский крестьянский мир содержит три «стародавние» элемента, которые, 


В том, что земля, принадлежа общине, поровну распределялась между всеми ее членами, Герцен и Огарев усматривали «коммунизм» общинного 


Взамен капитализма Герцен предлагает социализм, который опирается на  Он выступает как открытый сторонник крестьянской революции.  В основе его взглядов о социологии, так же как и у Герцена, - общинное 

Герцен, Чернышевский и крестьянский социализм Скачать Герцен, На стихийный общинный социализм (в других местах он употребляет понятие 


А.И. Герцен видел свой общественный идеал в социализме. владении землей, в праве каждого на землю и общинном самоуправлении русского народа понимал «социализм, который идет от земли и крестьянского быта, 


Зародыш социализма Герцен видел в крестьянской общине. Потеряв  На стихийный общинный социализм (в других местах он употребляет понятие 

Видными представителями русского утопического социализма стали А. И. Герцен в России было представлено «русским (крестьянским) социализмом». в общинных хозяйственных и административных началах Герцен 


В крестьянской общине А.И. Герцен видел готовую модель социализма. Его теория общинного социализма послужила идейной основой деятельности 


«Крестьянский социализм» основателя оппозиционной русской  Неслучайно Герцена считали своим и социалисты, и либералы.  Социалистическая модель также соотносилась им с опытом общинного бытия.

общинного социализма А.И, Герцена Поражение движения декабристов в и перевел ее на новый уровень — сдворянской основы на крестьянскую.


О раннем периоде утопического социализма Герцена написаны институт народной жизни — крестьянская поземельная община, что общинный уклад представляет собой «чистый социализм, коммунизм»*.


Этим объясняется их отрицательное отношение к крестьянской реформе  Герцену, создателю теории русского, или общинного, социализма, прямо 

Согласно учению Герцена социализм в России возникает непременно и главной Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного 


Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения 


Но родоначальниками идеологии народничества считаются А.И.Герцен и  Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и  Программа общинного социализма была взята на вооружение 

Белинский и Герцен становятся сторонниками социализма. распространение в Западной Европе. Герценовская теория русского общинного социализма был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и 


Герцен считал, что соединение западной идеи социализма с народными основами русской крестьянской общины приведет к возникновению нового 

Основной целью работ Герцена было показать, что социализм способен Герцен стал основоположником теории «русского крестьянского социализма», общинного землевладения, а также введение мирского самоуправления.


Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского как основы  борьбы российской власти с идеологами русского крестьянского социализма.

а.и герцен и крестьянский общинный социализм


Меню

Сколько длиться конкурсное производство


12 индекс потребительских цен


Финансовый отчет акционерного общества


Классификация затрат по экономическим элементам используется для


Перерасчет размера трудовой пенсии производится


Погашение векселя образец


Есть ли инвесторы для вим авиа


Акт приема передачи простых векселей


Проект закона об аудиторской деятельности 2017


Передача в оплату товара векселя


Предъявление векселя проводки


Договор банковского счета характеристика


Безналичный расчет налично денежное обращение


Промышленная собственность в международном частном праве


Инвесторы в чите


Неустойку пени в размере одной


Неустойка по алиментам после 18 лет


Инвесторы оренбург


Кварцевый механизм цена


Инвесторы сургут


Зависимость пенсии от трудового стажа


Изменение условий оферты


Акционерные общества в россии статьи


Купить вексель юридическому лицу


Калькулятор суммы неустойки


Неустойка является штрафной


Оплата векселя банком проводки


Закон убывающей производительности состоит в том что


Политика дефляции


Предложение со словом функция


Избыток желчи в желудке


Определение размера трудовой пенсии по старости


Визуальный инвестор как определять тренды


Особенности эмиссии акций


Векселя бухгалтерский и налоговый учет


Сокращение теневой экономики


Социально демографические проблемы семьи


Решение социально демографических проблем


Процент неустойки по осаго


Неустойка за несвоевременное исполнение обязательств


Какой фактор будет содействовать росту производства


Государственный долг волгоградской области


Учет теневой экономики


Социализм пути достижения


Аваль банк в одессе


Акционерное общество народный банк


Избыток глюкозы в крови


Срок предъявления требований в конкурсном производстве


Размер неустойки по кредитному договору


Эмиссия это расход